Дизайн столовых приборов с окончанием в виде розового цветка или бутона восходит к многовековой легенде «Хильдесхаймской розы».

В 815 году император Людовик Благочестивый, остановившийся в своей резиденции в Аулеции (Эльце), охотился со свитой в окрестных лесах, когда перед охотниками выскочил вдруг белоснежный олень и бросился прочь, увлекая за собой короля и свиту.

Оглавление:

На своем быстром коне бросился император преследовать зверя — через леса, горы и долины, позабыв о времени, расстоянии и безнадежно отставшей свите. При переправе через небольшую реку под Людовиком пал конь, а сам император чудом выплыл на берег в незнакомой болотистой местности. Олень исчез. Охваченный тревогой, затрубил Людовик в охотничий рог, но не услышал ответного сигнала — слишком далеко позади оставил он своих спутников. Тогда император снял с шеи серебряный ковчежец с реликвией Богородицы, который всегда имел при себе, повесил на куст и обратился с молитвой к Пречистой Деве. Благочестивый король заснул с молитвой, а проснувшись, не узнал места — кругом лежал снег, а на единственном сохранившемся зеленом островке цвел розовый куст, с веток которого на серебряной цепи свисал ковчежец со святыней. И в пелене падающего снега император узрел очертания храма, который он и пообещал построить на этом месте. Здесь, в этих болотах, а не в Эльце, как планировалось сначала.Реликварий, посвящённый Богоматери, который не удалось снять с ветки после мессы, что и было расценено, как предзнаменование, не сохранился, а розовый куст у алтарной апсиды соборной церкви цветёт себе и цветёт. Возможно ли существование столь продолжительной жизни для этого вида? От 400 до 700 лет — вот возраст, который дают кусту современные учёные. Ведь куст — это не дерево. Подземные ростки могут пускать корни и давать новые побеги. Получается, что происходит вечное обновление растения, которое может расти по таким принципам сколь угодно долго.

Роза давно сама стала реликвией и храма Марии, и города. Трудно поверить, что она — ровесница города, чьи старинные улочки разбегаются от храма. Розовый куст посещали многие видные исторические деятели. Перед ним в благоговении преклоняли колени императоры. Вильгельм II когда-то получил в дар оправленный в золото крест, вырезанный из древесины хильдесхаймской розы. Эрцгерцогиня Елизавета Австрийская в 1871 году за росток тысячелетней розы отблагодарила собор ценнейшим даром — литургическим облачением, которое она шила своими руками.

Жизнь розы чуть было не оборвалась трагическим образом 22 марта 1945 года, когда город был подвергнут жесточайшей воздушной атаке. Две фугасные бомбы и несчитанное количество зажигательных обрушились на собор. Центральный и северный нефы рухнули, пожар перекинулся на соседние здания. Чудесная роза и спасена была чудом — стена алтарной апсиды, к которой прильнул куст, обрушилась лишь до половины. Многие ветви обгорели, но упавшие со стен камни прикрыли от разрушительного жара корни. Восемь недель спустя — война уже кончилась — хильдесхаймская тысячелетняя роза пустила 25 новых ростков. Полностью растение восстановилось к 1948 году и с тех пор густо оплетает стену храма. Впервые столовые приборы с ручками в виде розы был изготовлены в первой половине XVIII века аугсбургским мастером Кристофом Ленкером по заказу хильдесхаймского архиепископа. Оригинальная форма этого набора до сих пор охотно повторяется в изделиях современных мастеров и фабрик.



Вся информация на сайте носит справочный характер и не является публичной офертой, определяемой положениями Статьи 437 Гражданского кодекса Pоссийской Федерации.

Источник: http://www.soldes.ru/news/43.html

«Тысячелетняя роза Хильдесхайма», — звучит, как название главы из сборника сказок Западной Европы.О самом Хильдесхайме я расскажу как-нибудь в другой раз. Поверьте, там есть, что посмотреть. А сейчас о волшебном событии, благодаря которому и появился этот город.

Честно говоря, это чудо не на виду. И, не зная легенды, можно весь день пробродить по городу. И лишь несколько месяцев позже выяснить, что главного так и не увидел.Мне повезло больше. Когда-то давно меня целенаправленно возили посмотреть на эту розу. Но я практически ничего не запомнил из той поездки. Поэтому вернулся. И вернулся не раз. И продолжаю возвращаться в этот небольшой, но уютный город.

Необыкновенные места всегда имеют какую-то красивую легенду о чуде, благодаря которому они появились. Наверное, необыкновенная история придумывается хотя бы для того, чтобы включился огонёк интереса, и в череде будничных дел мы выбрали время, чтобы остановиться, посмотреть и о чём-то задуматься, прежде чем в усиленном темпе бежать дальше.



Есть своя легенда и у розового куста, который растёт во внутреннем дворе Хильдесхаймского храма. Если чешский король Карел IV, находясь на охоте, неожиданно обнаружил первый карловарский источник, то эта история тоже связана с королём и охотой. Складывается впечатления, что большинство чудес происходило с венценосными особами именно на охотах.

На снимке узорная решётка ворот, которые ведут не в сам храм Марии, а к внутреннему дворику, где и расположено главное сокровище Хильдесхайма.

В 815 году император Людовик Благочестивый, остановившийся в своей резиденции в Аулеции (Эльце), охотился со свитой в окрестных лесах, когда перед охотниками выскочил вдруг белоснежный олень и бросился прочь, увлекая за собой короля и свиту. На своем быстром коне бросился император преследовать зверя — через леса, горы и долины, позабыв о времени, расстоянии и безнадежно отставшей свите. При переправе через небольшую реку под Людовиком пал конь, а сам император чудом выплыл на берег в незнакомой болотистой местности. Олень исчез. Охваченный тревогой, затрубил Людовик в охотничий рог, но не услышал ответного сигнала — слишком далеко позади оставил он своих спутников. Тогда император снял с шеи серебряный ковчежец с реликвией Богородицы, который всегда имел при себе, повесил на куст и обратился с молитвой к Пречистой Деве. Благочестивый король заснул с молитвой, а проснувшись, не узнал места — кругом лежал снег, а на единственном сохранившемся зеленом островке цвел розовый куст, с веток которого на серебряной цепи свисал ковчежец со святыней. И в пелене падающего снега император узрел очертания храма, который он и пообещал построить на этом месте. Здесь, в этих болотах, а не в Эльце, как планировалось сначала.

Если переложение легенды, которое я отыскал в сети, неверно, то на снимке представлен немецкий оригинал.

Вот она — Хильдесхаймская роза. Однако, когда подходишь к кусту, то первым делом испытываешь жуткое разочарование: «Какая же, позвольте заметить, это роза. Да это же самый обыкновенный шиповник». Конечно, трудно думать о розе, рассматривая тысячи красных ягод. И лишь потом вспоминаешь услышанное на лекции: «И запомните, что роза — потомок шиповника».

Странное ощущение, год за годом вырастают новые цветы, зреют новые ягоды. И исчезают. А куст остаётся. Наверное, то же самое можно сказать о поколениях людей и той земле, на которой они живут. Есть мимолётное, а есть Вечность.

Реликварий, посвящённый Богоматери, который не удалось снять с ветки после мессы, что и было расценено, как предзнаменование, не сохранился, а розовый куст у алтарной апсиды соборной церкви цветёт себе и цветёт. Возможно ли существование столь продолжительной жизни для этого вида? от 400 до 700 лет — вот возраст, который дают кусту современные учёные. Ведь куст — это не дерево. Подземные ростки могут пускать корни и давать новые побеги. Получается, что происходит вечное обновление растения, которое может расти по таким принципам сколь угодно долго.



Роза давно сама стала реликвией и храма Марии, и города. Трудно поверить, что она — ровесница города, чьи старинные улочки разбегаются от храма. Розовый куст посещали многие видные исторические деятели. Перед ним в благоговении преклоняли колени императоры. Вильгельм II когда-то получил в дар оправленный в золото крест, вырезанный из древесины хильдесхаймской розы. Эрцгерцогиня Елизавета Австрийская в 1871 году за росток тысячелетней розы отблагодарила собор ценнейшим даром — литургическим облачением, которое она шила своими руками.

Вид на главную башню храма святой Марии. Храм настолько велик, что в объектив моего фотоаппарата целиком так и не уместился.

Жизнь розы чуть было не оборвалась трагическим образом 22 марта 1945 года, когда город был подвергнут жесточайшей воздушной атаке. Две фугасные бомбы и несчитанное количество зажигательных обрушились на собор. Центральный и северный нефы рухнули, пожар перекинулся на соседние здания. Чудесная роза и спасена была чудом — стена алтарной апсиды, к которой прильнул куст, обрушилась лишь до половины. Многие ветви обгорели, но упавшие со стен камни прикрыли от разрушительного жара корни. Восемь недель спустя — война уже кончилась — хильдесхаймская тысячелетняя роза пустила 25 новых ростков. Полностью растение восстановилось к 1948 году и с тех пор густо оплетает стену храма.

Как мы видим, за растением заботливо присматривают, и каждый новый, появившийся из-под земли побег подлежит строжайшему учёту и снабжаются табличками с годами рождения.

Чтобы полюбоваться цветением, надо посетить храм в последние недели мая или первые недели июня. Именно в этот период десятки тысяч туристов и паломников со всего мира стекаются в Хильдесхайм, чтобы в благоговейном молчании провести несколько минут на соборном кладбище — у куста шиповника, берущего свое начало в старинной легенде и давшего начало городу. Мои снимки сделаны осенью, но, конечно же, если мне случится побывать в тех местах в конце мая, то я не упущу случая увидеть легендарное растение во всей красе.



Однако и тем, кто приехал не вовремя, приготовлены сюрпризы. Во внутреннем дворе можно увидеть различные виды роз, одну из которых я представляю вашему вниманию. При хорошей погоде приятно гулять по старинным и современным улочкам, встречая розы в большом количестве повсюду. Не зря город заслужил титул «Хильдесхайм — город роз». Удивительно, но чудесная роза так и не попала на герб самого Хильдесхайма, зато заслуженно красуется на земельном (районном) гербе.

Следуя нарисованным на кирпичиках мостовой указателям, не пропустишь то место, где уже многие века цветёт удивительное растение, о котором ещё будут рассказывать многие и многие, кому посчастливится постоять рядом с ним.

@музыка: Troll — Jimmy Dean (extended version)

Источник: http://www.diary.ru/~Castles-n-Cats/p.htm?oam

Хильдесхаймская роза



Хильдесхаймский собор

Собор Вознесения Святой Марии, также Хильдесхаймский собор — кафедральный собор, кафедра епископа Хильдесхайма. Первый собор на этом месте был построен в 872 году. Занесён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.



История

В 815 году было основано Хильдесхаймское епископство. Сперва была построена часовня святой Марии, в районе апсиды нынешнего собора. Затем южнее была построена базилика с двумя круглыми башнями, посвящённая святой Цецилии. Эта базилика выполняла функции собора, и первые четыре епископа были в ней похоронены. От этих зданий остались лишь фундаменты.

Собор Вознесения Святой Марии в Хильдесхайме был построен в 872 году при епископе Альтфриде в виде трёхнефной базилики. В 1046 году собор сильно пострадал от пожара. Епископ Ацелин принял решение о строительстве нового собора к западу от старого, при этом стена старого собора должна была быть разрушена.

План, однако, не был осуществлён, а преемник Ацелина Хецило отказался от этого плана и построил новый собор, использовав фундамент и остатки стены здания времён Альтфрида. До XIV века проводились дальнейшие перестройки здания. В готический период на северной и южной сторонах были пристроены часовни. Средокрестие сохранилось в стиле барокко. В XIX веке первоначальный фасад был заменён неоготическим с двумя башнями, сохранявшимся до 1945 года.

Структура территории вокруг собора до сих пор остаётся той же, что и во времена Бернварда Хильдесхаймского, когда она впервые была обустроена.Во Вторую мировую войну собор был практически полностью разрушен, затем выстроен заново с 1950 по 1960 год. При этом элементы не восстанавливались, и собору был возвращён раннероманский вид.

В январе 2010 года собор закрылся для проведения реставрационных работ. Окончание реставрации планируется 15 августа 2014 года. Временной епископской кафедрой на время закрытия собора служит базилика святого Годехарда. Эта же базилика служила епископской кафедрой сразу после войны, когда собор был разрушен.



Тысячелетний розарий

На внешней стене апсиды растёт роза, получившая название «Тысячелетний розарий». Точный возраст розы неизвестен, легенда называет 815 год. Согласно легенде, Людовик Благочестивый, находясь на охоте, приказал отслужить мессу, для чего на ветку дикой розы был повешен реликварий, посвящённый Богоматери. После мессы реликварий не удалось снять с ветки, что император расценил как предзнаменование. В результате он основал епископскую кафедру не в Эльце, как планировал, а на месте будущего Хильдесхайма, где была отслужена месса, и посвятил собор Марии, чьим символом является роза.

Реальный возраст современной розы не менее четырёхсот лет.

Во время бомбардировок 22 марта 1945 года роза сильно пострадала; думали, что она засохла. Однако корни растения не были повреждены, и уже весной 1945 года появились новые ветви, а к 1948 году розовый куст полностью восстановился.

Столовые приборы всемирно известного дизайна «Хильдесхаймская роза»

Дизайн Хильдесхаймской розы традиционен для старейших ювелирных домов Европы. А сама история Хильдесхаймской розы легендарна.

Дизайн столовых приборов с окончанием в виде розового цветка или бутона восходит к многовековой легенде «Хильдесхаймской розы». Легенда гласит, что в 815 в. Людвиг Хромой, сын и наследник Карла Великого нашел потерянную им бесценную дароносицу среди цветов дикой розы. На этом месте, в благодарность Богоматери, Людвиг повелел воздвигнуть Часовню, давшую начало Хильдесхаймскому епископству.



Позже, в первой половине 18 века Хильдесхаймский епископ заказал у местного ювелира (аугсбургский мастер Кристоф Ленкер) набор столового серебра с мотивом розы. А знаменитая роза с тех пор растет у стены часовни и вот уже более 1000 лет зацветает ранней весной прекрасными цветами. Весной 1945 года, через 8 недель после пожара, полностью уничтожившего часовню, сгоревший до корней розовый куст дал новые побеги, став символом неумирающей жизненной силы.

Этот дизайн пытаются с некоторыми изменениями повторить и другие мастерские, но, выражаясь современным языком, лицензия на изготовление столовых приборов с дизайном «Хильдесхаймской розы» принадлежит лишь округу и самому городу Хильдесхайм (Hildesheim). Было дано разрешение на изготовление такого дизайна еще двум городам, но это было в прошлом. В последствии, в городах Ханау (Hanau ) и Пфорцхайм (Pforzheim) на основе дизайна «Хильдесхаймской розы» был придуман свой дизайн, который ныне пользуется также большим успехом. Но только у столовых приборов «Хильдесхаймской розы» ручку всех приборов венчает прорезная веточка розы, которая больше нигде не повторяется (важное отличие этого дизайна). .

Старинные серебряные приборы Х.Р. изготавливались вручную, серебро заливалось в специально изготовленные формы и для каждого следующего прибора брали новую форму, т.к. старую нельзя было больше использовать. Изготовление форм для заливки было тоже очень сложным, т.к. изготавливались они из смени с песком. Полученные приборы после того, как их вынимали из формы, дорабатывались вручную. Поэтому, эти столовые приборы ценятся очень высоко и не могут быть дешевыми..

Однако, в связи с большим спросом, было принято решение, поставить выпуск посеребрённых столовых и простых приборов на поток. Было такое производство начато в середине 60 – х гг. прошлого столетия. Конечно, эти предметы стоили в разы дешевле..

На старинных приборах Вы всегда найдете цифровое клеймо «800» или «835» (в Германии клейма «800» и «835» говорят о том, что изделие выполнено из серебра). 835 и 800 проба использовалась в Германии с 1884 г. и распространена была среди изделий европейского производства. В серебро добавлялся металл, обычно медь, для придания ему большей прочности, чтобы тонкие филигранные детали не деформировались при использовании. Кроме цифрового клейма часто можно увидеть рядом клеймо мастера, изготовившего это произведение искусства.



Источник: http://antikware.ru/blogs/blog/hildeshaymskaya-roza

n_dank

March 4th, 2016. 12:44 pm

История розы. Самая старая роза в мире. Столовые приборы, украшенные изображением розы. Самая "богатая" и щедрая роза. Мой рассказ

Luther-Rose auf Wappenschild Lucas Cranach 1562. О печати Лютера хотела сказать пару слов ещё в первой части своего обзора, но не нашлось подходящей картинки. И вот отыскала в берлинской библиотеке в одной из монографий 1562 года великолепный рисунок Лукаса Кранаха младшего. Это знаменитая Роза Лютера. Интересно отметить, что на рисунке христианский крест в центре изображен в виде буквы Т. Описание печати Лютера позаимствую из Wiki, мне хотелось прежде всего опубликовать ещё одну прекрасную иллюстрацию, о которой в русскоязычной сети ранее (вроде как) не упоминалось.Печать Лютера или Роза Лютера — самый известный символ лютеранства. Это была печать, разработанная для Мартина Лютера (1483 — 1546) по приказу курфюрста Саксонии Иоанна-Фридриха Великодушного (Johann Friedrich des Großmütigen) в 1530 году, когда Лютер пребывал в Кобургской крепости во время Аугсбургского рейхстага. Лазарус Шпенглер (Lazarus Spengler), которому Лютер написал своё истолкование, послал Лютеру рисунок этой печати. Лютер рассматривал её как компендиум, как краткое изложение своей теологии и веры, впоследствии он использовал печать для авторизации своей переписки. 15 сентября 1530 года Лютер проинформировал Филиппа Меланхтона, что принц нанес ему визит в Кобургской крепости и преподнес ему кольцо с печатью.

Толкование деталей печати дано в письме Лютера Лазарусу Шпенглеру:«Благодать вам и мир от Господа Нашего. Вы хотели узнать, попала ли в точку моя печать, что вы мне выслали; я отвечу Вам по-дружески и изложу свои первоначальные мысли, а также ту причину, по которой моя печать является символом моей теологии. Первым должен быть черный крест на сердце, которое окрашено в свой естественный цвет, так что мне будет напомнено, что вера в распятого [Христа] вводит нас в Царство Небесное. «Потому что сердцем веруют к праведности» (Рим. 10:10). Хотя это и черный крест, который умерщвляет и должен также причинять боль, он оставляет сердцу его естественный цвет. Он не искажает природу, то есть не убивает, а сохраняет её живой. «Праведный верою жив будет» (Рим. 1:17). А сердце изображено в центре цветка белой розы, олицетворяющей радость, утешение и умиротворение, которые приносит вера. Другими словами, она помещает верующего в белую розу радости, «мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам» (Иоанн 14:27).



Розе же надлежит быть белой, а не красной. Ведь белый цвет — это цвет духовности и всех ангелов (см. Матфей 28:3; Иоанн 20:12). Роза благоухает в небесно-голубом поле. И такое благолепие в духе и вере есть начало будущей небесной услады. Поле окружено золотым кольцом. Это означает, что небесному блаженству нет конца; оно будет длиться вечно. Оно дороже всех радостей и благ, точно так же, как золото выше, благороднее, ценнее всех металлов. Это мой compendium theologiae [краткое изложение теологии]. Я хотел представить это объяснение Вам в знак нашей дружбы, в надеже на Ваше понимание. Да прибудет Христос, наш Господь, с Вашей душой вечно. Аминь.»

Чуть более подробное толкование позаимствовано мной из вики, в нем как раз рассказывается об огненных языках, мастерски изображенных Лукасом Кранахом на страницах монографии.

«Черный крест, символ креста, на котором был распят Иисус Христос. Он в центре розы, что показывает центральное значение жертвы Иисуса. Вера в смерть Иисуса на кресте и в его воскрешение спасает душу.

Красное сердце, символ сердца христиан. Так как крест дает жизнь христианам, которые в свою очередь должны любить так, как любил Иисус.

Белая роза, символ радости и мира. Роза — символ Христа. Пять лепестков символизируют пять ран Христовых. Роза символ Девы Марии.

Золотые огненные языки, символ Святого Духа. Они расположены среди лепестков розы, но их нет на первоначальной розе Лютера; иногда их заменяют листьями. Они олицетворяют огненные языки Святого Духа, сошедшие на апостолов в день Сошествия Святого Духа. Они показывают, что Святой Дух освещает христиан и ведет их к счастью: любить своего Спасителя и нести свидетельство своей веры. Проповедь апостолов приносит плоды, так как Святой Дух волнует и воспламеняет сердца.

Синий фон, символ небес. Он показывает что за радостью веры следует начало новой жизни на небе.

Золотое кольцо, символ вечности. Как золото, которое не ржавеет и является самым драгоценным из металлов, это символизирует вечную жизнь на небе, ожидающую христиан. Лукас Кранах изобразил золотой венок.»

Герб рода дворян Лютер внесен в Часть 15 Общего гербовника дворянских родов Всероссийской империи. Розу Лютера можно встретить на немецких, венгерских, российских гербах, в виде лепнины, украшающей древние стены, на витражах соборов и церквей, как например, на витражных окнах со львами и попугаями церкви Августинского монастыря Эрфурта, в котором Мартин Лютер жил, как монах-августинец.

«старо какъ міръ!»Rosen-Zeitung Frankfurt a.M. 1895В этой заметке рассказывается удивительная история. В Риме в одном из доминиканских монастырей росла роза. некогда доставленная с острова Сан-Доминго. Та самая роза, шипами которой святой Франциск Ассизский (1182—1226) истязал себя, дабы очистить тело от «демонов» страсти. Там, где падали капли крови святого, расцветали розы. Бурые пятна «ржавчины», которые появлялись на листьях розы – это проступающая на зелени кровь из ран замученных святых. Хотела найти сведения об этой розе в современных источниках, но мои поиски не увенчались успехом. Вполне возможно, XX век оказался для той римской розы губительным.

О тысячелетней розе в Хильдесхайме. Thousand-years rosebush.

Фото ок.1955 года. Витражи в окнах целы, может быть все-таки фото довоенное? На современных фотографиях витражи отсутствуют. Фото из сети. Уже более тысячи лет на кусте дикой розы, который поддерживают и защищиют древние стены аспиды Хильдесхаймского собора Вознесения Пресвятой Богородицы (Святой Марии), в конце мая расцветают нежные бледно-розовые цветки. Старинная легенда рассказывает о мессе, которую приказал отслужить находившийся на охоте Людовик I Благочестивый (778—840), сын и наследник Карла Великого. В походных условиях реликварий был закреплен на ветвях дикой розы, но после вознесенных молитв реликварий снять с ветки не удалось. Император расценил данный знак как предзнаменование. По легенде это событие произошло в 815 году, точный возраст розы остаётся неизвестен. Вокруг куста дикой розы были возведены первые здания будущей епархии. Собор был посвящен Святой Марии, символом которой является роза.В приведенной выше заметке Rosen-Zeitung за 1895 год говорится, что профессор ботаники Johannes Lennis считает, что возраст данного куста роз превышает 1000 лет. Епископ Hetzilo (*—1065), который управлял епархией в Хильдесхайме в XXI веке, упоминает о розе с оговоркой, что куст роз уже очень стар. Документально подтверждено, что данной розе не менее 300 лет это написано в 1895-ом, нынче прибавляют ещё сотню: не менее 400 лет.

Из англоязычной вики: Тысячелетний розовый куст в Хильдесхайме. Rosa canina (шиповник собачий). Апсида собора около 21 метра (69 футов) в высоту и 9 метров (30 футов) в ширину. Розовый куст достигает высоты около 10 метров (33 футов). но мне думается, нынешний куст выше десяти метров. Фото из сети. Растёт розочка.

И цветёт. июнь 2015

Во время бомбардировок союзных войск 22 марта 1945 года Собор в Хильдесхайме сильно пострадал, но розовый куст выжил: находящиеся под землей корни растения не были повреждены. Уже в весной 1945 года появилось 20 новых побегов, а к 1948 году на кусте расцвело 122 цветка. Куст шиповника является символом самого города. Роза в Хильдесхайме считается старейшей живой розой в мире.Собор в Хильдесхайме занесён ЮНЕСКО в список Всемирного наследия.

Серебряная памятная монета "тысячелетняя роза" к 1200-летнему юбилею города Хильдесхайм. Silber (333/1000) 32,5 мм 815—2015 .

«Not all roses are so durable; the longest living rose bushes are mostly categorised as wild roses. Garden roses and other rose cultivars may have a much shorter lifespan of only a couple of hundred years. The tea rose has the shortest lifespan: it might not survive more than thirty to fifty years. » Не все розы являются настолько живучими; самыми-самыми считаются дикие розы. Продолжительность жизни садовых роз составляет всего пару сотен лет, у чайной розы и того меньше: от тридцати до пятидесяти лет.

«Hildesheimer Rose»-Besteck. Lieblingslöffelchen. Ложечки нашлись!

Albert Bodemer «Hildesheimer Rose» -Anfangsmodelle

В Германии очень популярно столовое серебро с изображением розы из Хильдесхайма. У многих людей в домашнем хозяйстве есть столовые приборы, которые выполнены в стиле Хильдесхаймской розы, привносящей нотку романтики при сервировке праздничного стола. Дизайн Хильдесхаймской розы традиционен для старейших ювелирных домов Европы. Это не только чайные ложечки, но и всевозможные ювелирные украшения, заколки, кольца, серьги, гребни с изображением розы. Когда впервые появились столовые приборы, украшенные розой, мне разобраться пока не удалось, но, к примеру, читала, что в каталоге американской компании Daniel Low & Co 1874 года были представлены чайные ложечки, украшенные различными цветочными мотивами, в том числе и чайной розой, и цветком дикой розы (шиповника).* Точно известно, что в 1919 году немецкая ювелирная компания Christoph Widmann разрабатывает дизайн и даёт название кофейным столовым приборам: Kaffeebesteck «Die Original Hildesheimer Rose». В 1920-х годах были сделаны первые копии столовых приборов Хильдесхаймской розы, с тех самых пор серебряная розочка украсила бесчисленное множество всевозможных предметов и до сих пор пользуется спросом. Особенно модными такие столовые приборы были после Второй мировой. Бум 50-х и 60-х привел к появлению огромного числа дизайнерских вариантов Хильдесхаймской розы, в одном из изданий по теме собрано 230 моделей. Обычно на серебряных приборах стоит клемо «800» или «835», реже «830» или «925», штамп «90» или «100» — это посеребренные столовые приборы, ложечки делают и с позолотой (видела варианты из нержавейки и прессованные из каких-то дешевых материалов вообще без клейма). Столовые приборы с серебряной розой выпускались и выпускаются самыми различными фирмами, в том числе и ныне существующими: Auerhahn, BMF, Justinus, Quist, Paul Wirths, WMF. Старинная серебряная мануфактура Antiksilber-Manufaktur Christoph Widmann считается первой, кто начал выпускать столовые приборы с таким названием. Есть и другие с подобной тематикой, например, производитель der Hersteller D. Schleissner с названием «Hanauer Rose».

Фото собрала в единую композицию, их очень много в сети. «Hildesheimer Rose»

Вот здесь хороши видно, насколько разными могут быть розочки. «Hildesheimer Rose»

* По поводу каталога 1874 года американской компании Daniel Low & Co, где любопытсвующие заметили ложечку с розой, похожей на Хильдесхаймскую. Об этом каталоге одни рассказы. Вот, на первой из каринок утверждается, что данные ложечки, изготовленные в 20 веке американской фирмой Reed & Barton (существующей с 1824 года), повторяют дизайн ложечек из каталога Daniel Low & Co 1874 года.Я нашла эту серию на ebay прямо в оригинальной упаковке, набор со странным названием «Арлекин»: ↑ Set Of 8 Harlequin Coffee Spoons Sterling Silver Reed&Barton 1941. Роза в наборе названа чайной — ложечки кофейные, а роза чайная. А ещё шиповник, кувшинка, незабудки, золотарник канадский Goldenrod, каллы Galla Lily, цветы яблони Appleblossom, Штокроза (мальва) Holly Hock мне показалась похожей на вьюнок. Действительно, Хильдесхаймская серебряная розочка, украшающая столовые приборы, больше похожа на чайную, чем на дикую Rosa canina (шиповник собачий), которая в Хильдесхайме зовется тысячелетней.

Нашла ещё одну интересную заметку. В 1892 годуроз на крещение сына заказал из южной Франции Prinz Friedrich Leopold (1865—1931). Впечатляет!

Самая щедрая роза. Цитата из Rosen-Zeitung 1897 года. Статья «Charakterbilder aus der Geschichte derRose» Автор Otto Schultze:«Banksia-Rose. Sie steht im Garten der Marine zu Toulon, und wurde 1813 durch Boupland als starker Baum dorthin geschickt; sie hat über dem Boden beinahe 1 Meter Umfang. Ihre Zweige bedecken eine 75 Fuss breite und 18 Fuss hohe Mauer. Alljährlich müssen Hunderte ihrer Triebe abgeschnitten werden, für welche kein Raum mehr ist. »В Тулоне (Франция) росла кустовая роза, посаженная в 1813 году, во время наивысшей интенсивности цветения на ней распускалось(!) цветков. Этот куст в основании достигал одного метра и опирался на стену 23 метра в ширину и 5.5 метров в высоту. Причем цветков было бы куда больше, если бы не приходилось обрезать новые побеги из-за недостатка площади. Роза Бэнкс (Rosa banksiae) — вид рода Шиповник семейства Розовые. Увы, ни сведений о судьбе этой розы в XX веке, ни сведений о саде, в котором она росла, мне найти не удалось. хотя русскоязычная вики упоминает об этой истории:«У растущего в Тулоне старого экземпляра белой розы Бэнкс диаметр ствола у основания достигал около 70 см, на небольшой высоте ствол образовывал 6 ветвей, самая толстая из которых была 45 см»

Этой истории почти 200 лет. Статья 1897 года цитирует ещё более раннюю, в которой рассказывается о щедрой тулонской розе, цветущей в апреле-мае и имеющей 50.000—60.000 цветков одновременно: Bayreuther Zeitung: 1859,1/6.

Rosa banksiae. Не знаю, как можно пересчитать всю эту красоту, тут требуется садовник с навыками звездочета)

Raphael Kirchner )John William Waterhouse (1849–1917)

March 15th, 2016. 08:58 am

Интересно! А вот такую розу, как на печати Лютера, мы обычно рисовали в детстве. С пятью загнутыми лепестками :о)Про розу из Хильдесхайма тоже любопытно. Я сразу вспомнила другую немецкую легенду из Любека — там тоже рос какой-то очень древний розовый куст и считалось, что пока не пропала роза, город Любек не будет завоеван врагами, которые постоянно на него нападали. Но так случилось, что под розовым кустом завелась мышь и начала подтачивать корень. Роза стала сохнуть. Горожане что только ни делали, ничего не помогало — розовый куст, в конце концов, погиб. И в тот же год случилась решающая битва (уже не вспомню, кто конкретно нападал на этот купеческий, ганзейский город-остров), в ходе которой ганзейцы одержали сокрушительную победу и их после этого, действительно, никто уже больше не трогал. А ту мышь, что погубила розу-«гаранта безопасности», увековечили в храмовом алтаре в церкви св.Марии :о) И теперь там живет другая легенда — кто найдет эту мышь на алтарном барельефе и потрет ее, будет счастлив (ну, или желание исполнится, как обычно у туристов :о))А еще мне ложечки с розочками понравились! Такие миленькие! (девочка я такая девочка, ага :о)))

March 15th, 2016. 12:08 pm

Алла, нашла эту легенду про церковную мышь: Lübecker Kirchenmaus. 1201 год, якобы тогда датчане стояли перед городом (король Дании Knud VI), тут-то и засохли розы у Marienkirche (церкви Святой Марии), потому что мышь устроила своё гнездо под корнями розового куста. Я так поняла, что это было как бы предупреждением об опасности, грозящей городу. Потому что, освободив город после 25-летнего правления датчан, мышку увековечили на одной из колонн позади хора церкви. На светлом фоне каменных стен темно-серую мышку легко отыскать — затерли руками, считается что прикосновение к мышке приносит счастье. Спасибо, не слышала о такой легенде. Очень интересно! Нашла даже «имя» этой мышки, некоторые называют её Rosemarie. Правда, так и не поняла толком, за какие такие заслуги к мышке такое внимание, ладно бы город отстояли, а то ведь сдали. Но главное, чтобы каменная церковная мышка людям счастье приносила))Ложечки и мне нравятся, которые серебряные, из нержавейки скорее раздражают, наштамповали слишком много. Ну, это как с фальшивыми ёлочными игрушками. С виду они — совсем, как настоящие, но не радуют.

Источник: http://n-dank.livejournal.com/79040.html

Столовые приборы всемирно известного дизайна «Хильдесхаймская роза»

Следующая моя история о прекрасных сервировочных и десертных приборах, каждый из которых уже сам по себе является предметом искусства.

Дизайн Хильдесхаймской розы традиционен для старейших ювелирных домов Европы. А сама история Хильдесхаймской розы легендарна.

Лопатка для пирожных, конфет или для паштета.

Дизайн столовых приборов с окончанием в виде розового цветка или бутона восходит к многовековой легенде «Хильдесхаймской розы». Легенда гласит, что в 815 в. Людвиг Хромой, сын и наследник Карла Великого нашел потерянную им бесценную дароносицу среди цветов дикой розы. На этом месте, в благодарность Богоматери, Людвиг повелел воздвигнуть Часовню, давшую начало Хильдесхаймскому епископству. Позже, в первой половине 18 века Хильдесхаймский епископ заказал у местного ювелира (аугсбургский мастер Кристоф Ленкер)набор столового серебра с мотивом розы. А знаменитая роза с тех пор растет у стены часовни и вот уже более 1000 лет зацветает ранней весной прекрасными цветами. Весной 1945 года, через 8 недель после пожара, полностью уничтожившего часовню, сгоревший до корней розовый куст дал новые побеги, став символом неумирающей жизненной силы.

Этот дизайн пытаются с некоторыми изменениями повторить и другие мастерские, но, выражаясь современным языком, лицензия на изготовление столовых приборов с дизайном «Хильдесхаймской розы» принадлежит лишь округу и самому городу Хильдесхайм (Hildesheim). Было дано разрешение на изготовление такого дизайна еще двум городам, но это было в прошлом. В последствии, в городах Ханау (Hanau ) и Пфорцхайм (Pforzheim) на основе дизайна «Хильдесхаймской розы» был придуман свой дизайн, который ныне пользуется также большим успехом.

Строго говоря, существует очень много дизайнов по типу «Хильдесхаймской розы», фактически каждая земля (Германия поделена на 16 земель) и некоторые большие города имеют свой дизайн, но так уж повелось, что все эти дизайны называют «Хильдесхаймская роза», исключение делается только для «Ханауэр – Роза», которую называют правильно.

Вот лишь некоторые варианты моделей ручек с розой:

Старинные серебряные приборы Х.Р. изготавливались вручную, серебро заливалось в специально изготовленные формы и для каждого следующего прибора брали новую форму,т.к. старую нельзя было больше использовать. Изготовление форм для заливки было тоже очень сложным,т.к. изготавливались они из смени с песком. Полученные приборы после того, как их вынимали из формы, дорабатывались вручную. Поэтому, эти столовые приборы ценяться очень высоко и не могут быть дешевыми.

Однако, в связи с большим спросом и с уменьшением доходов у населения, было принято решение, поставить выпуск посеребреных столовых и простых приборов на поток. Было такое производство начато в середине 60 – х гг. прошлого столетия, но далеко не на всех мануфактурах. Конечно, эти предметы стоили в разы дешевле.

Вилка для хлеба и гренок

На старинных приборах Вы всегда найдете цифровое клемо «800» или «835» (в Германии клейма «800» и «835» говорят о том, что изделие выполнено из серебра). 835 и 800 проба использовалась в Германии с 1884 г. и распространена была среди изделий европейского производства. В серебро добавлялся металл, обычно медь, для придания ему большей прочности, чтобы тонкие филигранные детали не деформировались при использовании.

Кроме цифрового клейма часто, но не всегда, можно увидеть рядом клеймо мастера, изготовившего это произведение искусства. Время идет, меняется многое в нашей жизни, а серебряные и посеребренные изделия «Хильдесхаймской Розы», «Ханауэр Розы», «Дортмундской Розы», «Дюссельдорфской Розы», «Кёльнской Розы» и др. неизменно пользуются большим спросом как у коллекционеров, так и у обывателей.

В этом дизайне сложно увидеть столовые приборы,т.е. суповые ложки, вилки для вторых блюд и т.д. Вы спросите почему? Очень просто — их почти не выпускали,т.е. изготавливали такие приборы только на заказ, а поскольку цена была немалая, то позволить себе такую роскошь могли даже не все аристократические семьи. Те же наборы, которые оказались в руках наследников, очень бережно хранятся и передаются от одного поколения к другому, только один раз я видела на закрытом аукционе такой набор столовых предметов, который ушел по баснословной цене.

Внимание! Если Вы используете мой текст в своем описании, копируя его, дайте, пожалуйста, ссылку на источник,т.е. на мой магазин, иначе это будет считаться ПЛАГИАТОМ.

Вот такая современная реклама применения ножа для мягкого сыра.

Ключевые слова

Источник: http://www.livemaster.ru/topic/stolovye-pribory-vsemirno-izvestnogo-dizajna-hildeshajmskaya-roza

Достопримечательности Германии: Тысячелетняя роза Хильдесхайма

Путешествуя по Нижней Саксонии в Германии. обязательно загляните в город Хильдесхайм. Возможно, название города Вам, ни о чем не говорит, но путешествие от этого не станет скучным, а наоборот, Вы сможете открыть для себя не только древнюю историю и архитектуру этого края, но и прикоснуться к настоящему живому сокровищу этих мест – Тысячелетней хильдесхаймской розе.

Тысячелетняя роза Хильдесхайма

Увидев это растение, многие туристы скажут, что это же самый обыкновенный шиповник, но ведь все наши современные розы когда-то были шиповником, а здесь дело даже не в самом растении, а в той потрясающей эпохе, даже нескольких эпохах, которые вобрало в себя это нежное создание, а теперь вошедшее в ТОП достопримечательностей Германии.

Как и водится в древних легендах, все началось с короля, вернее с императорской охоты. Еще в 815 году император Людовик Благочестивый, любивший поохотиться в лесах, расположенных в окрестностях Эльца, неожиданно повстречал белоснежного оленя. Ну на то он и император, чтобы быть всегда впереди, а потому Людовик помчался на своем коне в погоню за этим прекрасным животным. Случилось так, что при пересечении реки, конь императора погиб, а сам Людовик каким-то чудом выбрался на берег, вот только ни прекрасного оленя, ни своей свиты, он не обнаружил. И сколько бы он не трубил в охотничий рог, никто не пришел к нему на помощь.

А дальше, собственно говоря, и начинается легенда. Людовику ничего не оставалось делать, как воззвать к Всевышнему. Он снял с шеи серебряный ковчежец, в котором находилась реликвия Богородицы, повесил его на куст и вознес молитву к Пресвятой Деве. Рано утром, когда император открыл глаза, он не мог понять где находится. Вокруг было бело от выпавшего за ночь снега и только один куст, на котором осталась святыня, был зеленый и цвел розовым цветом. То ли от падающего снега, то ли от изнеможения, но Людовик ясно увидел образ храма, который он решил выстроить именно в этом месте, хотя вокруг были одни болота.

Собор Вознесения Святой Марии, также Хильдесхаймский собор — кафедральный собор, кафедра епископа Хильдесхайма

Говорят, что роза, которую бережно охраняют священнослужители стоящей здесь соборной церкви и есть тот самый куст, рядом с которым молился император. Трудно спорить с такой красивой историей, но вот ученые, которые занимались оценкой возраста этого растения, говорят, что ему не менее 700 лет. С точки зрения науки о растениях, такой почтенный возраст для шиповника вполне объясним. Дело в том, что даже при уничтожении внешних побегов, он может дать новые подземные ростки и пустив корни самовозобновиться, а значит и тысяча лет для такого куста не предел.

Сегодня, Тысячелетняя роза не просто городская легенда, это настоящая святыня, которой преклоняются, как историческому свидетелю рождения, становления и процветания целой страны. Когда-то император Вильгельм II получил в подарок крест, вырезанный из ветки хильдесхаймской розы. Эрцгерцогиня Елизавета Австрийская подарила собору наряд священнослужителя для проведения литургии, который она изготовила своими руками. Этот наряд она преподнесла в дар в 1871 году за то, что ей был дарован росток Тысячелетней розы.

В самом конце Второй мировой войны случилась трагедия, которая могла навсегда погубить эту достопримечательность Германии. Во время бомбардировки города бомбы сыпались одна за одной и земля превратилась в настоящий ад, кругом все горело и уцелеть в таких условиях нежному цветку не представлялось возможным. Но, раз уж это настоящая святыня, то она и оберегается Свыше. Одна из стен алтарной апсиды рухнула и закрыла своими камнями не только корни от неумолимого жара, но и некоторые ветви. Через 2 месяца после окончания войны у хильдесхаймской розы было уже 25 новых побегов.

Нужно сказать, что официальную регистрацию этот удивительный куст прошел в 1573 году и был именован, как Rose Hyldesia Saxoniae. И пусть с виду это обычный шиповник, но благоговейное отношение местных жителей и тысяч паломников к этому растению, придают этому месту не просто важность, но и глубокое понимание того, как можно бережно и с каким необъятным трепетом относиться к живой истории своей страны.

Найти это розовое чудо не так уж и сложно, нужно просто следовать по указателям, расположенным прямо на брусчатке. Розовый куст, благодаря старателям собора, находится в отличном состоянии и оплел своими ветвями целую стену. Произрастает Тысячелетняя роза во внутреннем церковном дворике.

По брусчатке к тысячелетней розе

В конце лета Хильдесхаймская роза превращается в настоящую красотку, ведь ее ветви теперь украшают тысячи алых ягод. На главных побегах Тысячелетней розы есть таблички с годами их рождения. Чтобы насладиться чудом цветения, лучше всего приезжать в Хильдесхайм в конце мая, начале июня. Правда, если Вам это не удастся, не расстраивайтесь, ведь город Хильдесхайм еще называют городом роз, здесь в каждом дворе и на каждой улочке их огромное множество и самых разных видов и сортов, поэтому, когда бы Вы не приехали, красота города с его прекрасными цветами навсегда останется в вашей памяти.

Источник: http://europe-today.ru/2015/06/dostoprimechatelnosti-germanii-tysyacheletnyaya-roza-xildesxajma/